Я, как дитя, играю пустотой!
Я, на самом деле, этот флешмоб продолжаю, только медленно очень. Вот Кэть мне задала вопросов, и все такие интересные, что каждый разрастается на три страницы. Пока не знаю, что с этим делать. Но вот этот вопрос решила вынести в отдельный пост.
Что привело тебя на филфак и что он тебе в жизни дал?
Что привело тебя на филфак и что он тебе в жизни дал?
Привели, если задуматься, мои лень и несерьезность. Ну и любовь к литературе.
Когда я была помладше, я много лет очень хотела стать зоологом и работать в зоопарке. Или в экспедиции ездить, как Дроздов или Кусто. Но потом подростковые амбиции, которые требовали либо денег, либо славы, меня отвлекли. Семья меня дружно склоняла к инязу, я сопротивлялась и хотела заниматься музыкой - у меня так-то базовое музыкальное образование по классу домры. Но тут подростковые амбиции, напротив, я считаю, выручили. Когда моя лепшая подруга заявила, что решила получать высшее по музыке, преподаватель ей сказал: "Тебе будет очень сложно, тебе пахать до кровавых мозолей" - и стал готовить ее в музыкальное училище имени Гнесиных. А когда я заявила аналогичное, он сказал - "Да пожалуйста, я не сомневаюсь, что ты поступишь" - и стал готовить меня в... Собиновское! Подростковая гордыня была уязвлена. Я решила, что пусть тогда никакой музыки не будет, раз я бездарность!
Потом, в моей уже взрослой жизни, был период, когда я жалела о своем решении. Но умом я понимаю, что все правильно, что огня во мне недостаточно для того, чтобы посвятить жизнь музыке. Тем более, что народные инструменты не в фаворе, прямо скажем, особенно домра. Сольных концертов я бы не давала, даже если бы упахалась, данные не те. Так что мой удел был бы преподавание в музыкальных школах и игра в не лучших оркестрах области. Зарплата курам на смех, амбиций ноль, зато музыка. Думаю, при всей любви к ней, я бы быстро задолбалась.
Так вот. Оставив мысль о музыке я, если честно, перестала думать о высшем образовании вообще. После десятого класса задумалась о театре, но вовремя получила по сусалам от преподавателя актерского мастерства и передумала, спасибо ему до сих пор. Ну иняз так иняз, мне было все равно. Правда, я нифига не готовилась и вовсе не факт, что поступила бы, как сейчас понимаю. Ну так и не довелось.
Меня всю старшую школу гоняли на олимпиады и конкурсы то по русскому, то по литературе. И хотя я к ним интереса не проявляла и ничего специально для подготовки не делала, мне нравился сам процесс. Обычно я где-то в первую десятку попадала, иногда пятерку, призовых мест не было. Зато у нас там сложилась своя тусовка. И в апреле одиннадцатого класса я заявила маме, что хочу на филфак, заниматься литературой. Поступила, я считаю, чудом, потому что готовиться не изволила все равно.
Вот так между амбициями и деньгами я выбрала ни то, ни другое
Что же я выбрала? Ну не знаю. Это был эмоциональный выбор, так что эмоции и идеи, наверное.
Возможности поступать куда-то, кроме ЯГПУ, просто не было. Во-первых, это был единственный филфак в области, а за пределы области уехать у меня вариантов не было - это еще были лихие девяностые, и образование где-то дальше Ярославля семья бы просто не потянула. Да и никаких ЕГЭ тогда не было, все экзамены сдавались очно в каждый вуз, который хочешь, всем комплектом. То есть опять же билеты, койкоместо - это все деньги. Я очень хотела в СПбГУ, но семья могла мне предложить только закатать губу.
Ну и остатки здравого смысла мне говорили, что пед - это даже и не плохо. Я, как-никак, из династии школьных учителей, знаю, как это, и если что, уроками можно кормиться. В отличие от литературоведения, которое не факт, что прокормит. Короче, пед так пед. Зато поступали всем кагалом с теми, с кем на олимпиады ходили.
Сейчас скажу гадость, кто патриоты ЯГПУ, дальше не читайте, но образование на его филфаке - отстой! Во-первых, уровень студентов. Не знаю, как с этим сейчас, тогда был большой косяк. Потому что с одной стороны, там по бешеному конкурсу пробивались по-настоящему светлые головы, которые по каким-то причинам (обычно финансовым) не могли уехать в столицы. Из них в наш год поступило меньше половины. То есть десятки светлых голов, замечу, не поступали, в их числе - призер российского уровня по литературе. Плюс с медалистами, которые даже если не светлые головы, то хотя бы зубрилки, это составляло некую интеллигентскую прослойку факультета, процентов 20 от всего числа учеников. А 80% были, простите мне снобизм, девачьки из "района" (села, деревни, мелкие города), которых чуть не принудительно загоняли в желтые школьные автобусы, привозили к дверям приемной комиссии и зачисляли без экзаменов! То есть мы такие прорвались через все экзамены с боями и потерями - и попали в группы, где 25 человек из 30 делают по три ошибки в одной строке, имеют IQ в районе сотни и кругозор примерно как у моего Амвросия. Светлый идеал филологической стези с треском рухнул.
И я понимаю, что целям филфака такое положение дел отвечало. Их задачей было растить именно школьных учителей и в первую очередь для села, куда после отмены принудительного распределения выпускников никакая умненькая городская молодежь не поедет. Да и умненькая сельская молодежь, вырвавшись из родных пенатов, вовсе не стремилась туда вернуться. Я бы даже сказала, она всеми силами стремилась туда не возвращаться. Мне довелось пожить в компании как раз умных сельских пятикурсниц, и я видела такие цирки с поддельными справками о беременности, фиктивными браками, прописками и всем таким, что диву давалась человеческой изобретательности.
Так вот. А эти, пардон, дурочки, которых из милости сюда учиться взяли, скорее всего, вернутся домой и примут предложение работать в родной деревянной школе, одной на пять окрестных деревень. Грустно, но факт. А если вам в моих словах померещилось мое высокомерие и унижение честных тружеников, которые виноваты лишь в том, что родились не в мегаполисе... ну а положите руку на сердце и скажите мне, вы готовы ехать работать учителем, например, в село Говядово, что возле Сретенья, в Рыбинском районе Ярославской области? Вам даже бесплатно дадут жилье на время работы - половину деревянного дома. И +25% к зарплате.
Вот. А кому-то же надо и там работать.
Но я отвлеклась. А по сути это грустно. Первые курсы мы не делали ничего, то есть вообще, то есть совсем, потому что на уровне окружающего нас "района" выглядели и так звездами. До сих пор помню, как сдавала "Махабхарату" по "Черному баламуту" Олдей. Сдала с блеском, ибо с Леночкой нас таких оказалось двое, кто вообще был в курсе, о чем в "Махабхарате" речь. Стыдно мне стало только спустя лет пять.
Да и если по сути - наше образование на филфаке было наполовину бесполезно, потому что повторяло школьный курс, на вторую половину очень фрагментарно, потому что это были разрозненные курсы о том-сем, зачастую авторские. Иногда повторяющиеся. ОБЖ, по-моему, три раза было. Теория литературы - два. И вот я до сих пор не уверена, что мне был так уж полезен годичный спецкурс по драме абсурда или полгода изучения интерпретации художественного текста (мне под конец поставили пять и зазывали на конференцию, а я, честно сказать, до сих пор не знаю, о чем был предмет). Нет, были и по-настоящему классные преподаватели, ходячие энциклопедии с очень ясным и интересно заточенным умом. Но я их понимаю - то, что они делали как преподаватели, по большей части напоминало метание бисера перед свиньями. Поэтому они быстро переставали это делать.
Словом, вот. От филфака у меня ощущения странные - разброд, шатание, примерно две трети происходящего вообще непонятно, зачем происходит, но из оставшейся трети примерно половина - настолько классно, что дух захватывает. А еще много странного и творческого народу, и преподавателей, и студентов. А еще анархия, вольница, сумасбродство (например, ехать на зону для особо тяжких, чтобы петь им ролевые песни под гитару, наверное, было все-таки сумасбродством. Мужскую, замечу, зону. Но опыт бесценен, когда еще посмотришь, как там все устроено, изнутри, тьфу-тьфу-тьфу). А еще безумие и в личной жизни, и в творчестве. Студенчество для меня время ролевистики, исторического танца, автостопа, фри лав, вписок и диких попоек с одной стороны - и круглосуточного сидения над книгами, беготни по театрам и выставкам, ночевок в библиотеках и учительских, все это не по программе, а для себя, с другой.
Я уже подошла к тому, что мне дал филфак. Что самое главное, он дал мне друзей - Леночку, и Ру, и Вальку. Кстати, смешно, с Леночкой мы терпеть друг друга не могли, я на ее примере поняла, что такое идиосинкразия - это когда до трясучки, до темноты в глазах человек тебя БЕСИТ, ничего для этого не делая, просто самим фактом своего существования. Эта идиосинкразия была взаимной, и без волос и глаз мы обе не остались только потому, что воспитание препятствовало рукоприкладству. Но мы с ней как-то особенно неудачно попали, в нашей группе из 30 человек светлых голов было ровно две - моя и ее. Буквально не с кем поговорить было больше. На четвертом курсе мы даже перестали ругаться. Я надеюсь, что 10-15 лет, которые мы знакомы, это только самое начало нашего совместного пути. Еще он мне дал кучу интересных знакомств, не таких продолжительных, но очень ценных, т.к. дофига людей, так или иначе с филфаком связанных, повлияли на мое мировоззрение или просто дали какой-то необычный опыт, который стоило рассмотреть. В-третьих, филфак научил меня жажде знаний. Настоящей, не для оценки, а для себя, систематической, такой, которая как труд. И тому, что если ты чего-то хочешь, ты просто можешь это сделать, не надо ждать, когда звезды встанут.
Как-то так. Да, чисто теоретически мне хотелось бы другое образование, другой вуз и вообще другой город. Но тогда всего этого бы не было. Да, было бы что-то другое. Но я сейчас была бы не совсем я.
А между прочим, я всегда интересовалась, как люди выбирают для себя вузы и как проводят студенчество. Расскажите о своем выборе? А еще о том, какие с детства были желания и склонности и как они в конечном итоге совпали (и совпали ли) с профессией.
Что привело тебя на филфак и что он тебе в жизни дал?
Что привело тебя на филфак и что он тебе в жизни дал?
Привели, если задуматься, мои лень и несерьезность. Ну и любовь к литературе.
Когда я была помладше, я много лет очень хотела стать зоологом и работать в зоопарке. Или в экспедиции ездить, как Дроздов или Кусто. Но потом подростковые амбиции, которые требовали либо денег, либо славы, меня отвлекли. Семья меня дружно склоняла к инязу, я сопротивлялась и хотела заниматься музыкой - у меня так-то базовое музыкальное образование по классу домры. Но тут подростковые амбиции, напротив, я считаю, выручили. Когда моя лепшая подруга заявила, что решила получать высшее по музыке, преподаватель ей сказал: "Тебе будет очень сложно, тебе пахать до кровавых мозолей" - и стал готовить ее в музыкальное училище имени Гнесиных. А когда я заявила аналогичное, он сказал - "Да пожалуйста, я не сомневаюсь, что ты поступишь" - и стал готовить меня в... Собиновское! Подростковая гордыня была уязвлена. Я решила, что пусть тогда никакой музыки не будет, раз я бездарность!
Потом, в моей уже взрослой жизни, был период, когда я жалела о своем решении. Но умом я понимаю, что все правильно, что огня во мне недостаточно для того, чтобы посвятить жизнь музыке. Тем более, что народные инструменты не в фаворе, прямо скажем, особенно домра. Сольных концертов я бы не давала, даже если бы упахалась, данные не те. Так что мой удел был бы преподавание в музыкальных школах и игра в не лучших оркестрах области. Зарплата курам на смех, амбиций ноль, зато музыка. Думаю, при всей любви к ней, я бы быстро задолбалась.
Так вот. Оставив мысль о музыке я, если честно, перестала думать о высшем образовании вообще. После десятого класса задумалась о театре, но вовремя получила по сусалам от преподавателя актерского мастерства и передумала, спасибо ему до сих пор. Ну иняз так иняз, мне было все равно. Правда, я нифига не готовилась и вовсе не факт, что поступила бы, как сейчас понимаю. Ну так и не довелось.
Меня всю старшую школу гоняли на олимпиады и конкурсы то по русскому, то по литературе. И хотя я к ним интереса не проявляла и ничего специально для подготовки не делала, мне нравился сам процесс. Обычно я где-то в первую десятку попадала, иногда пятерку, призовых мест не было. Зато у нас там сложилась своя тусовка. И в апреле одиннадцатого класса я заявила маме, что хочу на филфак, заниматься литературой. Поступила, я считаю, чудом, потому что готовиться не изволила все равно.
Вот так между амбициями и деньгами я выбрала ни то, ни другое

Возможности поступать куда-то, кроме ЯГПУ, просто не было. Во-первых, это был единственный филфак в области, а за пределы области уехать у меня вариантов не было - это еще были лихие девяностые, и образование где-то дальше Ярославля семья бы просто не потянула. Да и никаких ЕГЭ тогда не было, все экзамены сдавались очно в каждый вуз, который хочешь, всем комплектом. То есть опять же билеты, койкоместо - это все деньги. Я очень хотела в СПбГУ, но семья могла мне предложить только закатать губу.
Ну и остатки здравого смысла мне говорили, что пед - это даже и не плохо. Я, как-никак, из династии школьных учителей, знаю, как это, и если что, уроками можно кормиться. В отличие от литературоведения, которое не факт, что прокормит. Короче, пед так пед. Зато поступали всем кагалом с теми, с кем на олимпиады ходили.
Сейчас скажу гадость, кто патриоты ЯГПУ, дальше не читайте, но образование на его филфаке - отстой! Во-первых, уровень студентов. Не знаю, как с этим сейчас, тогда был большой косяк. Потому что с одной стороны, там по бешеному конкурсу пробивались по-настоящему светлые головы, которые по каким-то причинам (обычно финансовым) не могли уехать в столицы. Из них в наш год поступило меньше половины. То есть десятки светлых голов, замечу, не поступали, в их числе - призер российского уровня по литературе. Плюс с медалистами, которые даже если не светлые головы, то хотя бы зубрилки, это составляло некую интеллигентскую прослойку факультета, процентов 20 от всего числа учеников. А 80% были, простите мне снобизм, девачьки из "района" (села, деревни, мелкие города), которых чуть не принудительно загоняли в желтые школьные автобусы, привозили к дверям приемной комиссии и зачисляли без экзаменов! То есть мы такие прорвались через все экзамены с боями и потерями - и попали в группы, где 25 человек из 30 делают по три ошибки в одной строке, имеют IQ в районе сотни и кругозор примерно как у моего Амвросия. Светлый идеал филологической стези с треском рухнул.
И я понимаю, что целям филфака такое положение дел отвечало. Их задачей было растить именно школьных учителей и в первую очередь для села, куда после отмены принудительного распределения выпускников никакая умненькая городская молодежь не поедет. Да и умненькая сельская молодежь, вырвавшись из родных пенатов, вовсе не стремилась туда вернуться. Я бы даже сказала, она всеми силами стремилась туда не возвращаться. Мне довелось пожить в компании как раз умных сельских пятикурсниц, и я видела такие цирки с поддельными справками о беременности, фиктивными браками, прописками и всем таким, что диву давалась человеческой изобретательности.
Так вот. А эти, пардон, дурочки, которых из милости сюда учиться взяли, скорее всего, вернутся домой и примут предложение работать в родной деревянной школе, одной на пять окрестных деревень. Грустно, но факт. А если вам в моих словах померещилось мое высокомерие и унижение честных тружеников, которые виноваты лишь в том, что родились не в мегаполисе... ну а положите руку на сердце и скажите мне, вы готовы ехать работать учителем, например, в село Говядово, что возле Сретенья, в Рыбинском районе Ярославской области? Вам даже бесплатно дадут жилье на время работы - половину деревянного дома. И +25% к зарплате.
Вот. А кому-то же надо и там работать.
Но я отвлеклась. А по сути это грустно. Первые курсы мы не делали ничего, то есть вообще, то есть совсем, потому что на уровне окружающего нас "района" выглядели и так звездами. До сих пор помню, как сдавала "Махабхарату" по "Черному баламуту" Олдей. Сдала с блеском, ибо с Леночкой нас таких оказалось двое, кто вообще был в курсе, о чем в "Махабхарате" речь. Стыдно мне стало только спустя лет пять.
Да и если по сути - наше образование на филфаке было наполовину бесполезно, потому что повторяло школьный курс, на вторую половину очень фрагментарно, потому что это были разрозненные курсы о том-сем, зачастую авторские. Иногда повторяющиеся. ОБЖ, по-моему, три раза было. Теория литературы - два. И вот я до сих пор не уверена, что мне был так уж полезен годичный спецкурс по драме абсурда или полгода изучения интерпретации художественного текста (мне под конец поставили пять и зазывали на конференцию, а я, честно сказать, до сих пор не знаю, о чем был предмет). Нет, были и по-настоящему классные преподаватели, ходячие энциклопедии с очень ясным и интересно заточенным умом. Но я их понимаю - то, что они делали как преподаватели, по большей части напоминало метание бисера перед свиньями. Поэтому они быстро переставали это делать.
Словом, вот. От филфака у меня ощущения странные - разброд, шатание, примерно две трети происходящего вообще непонятно, зачем происходит, но из оставшейся трети примерно половина - настолько классно, что дух захватывает. А еще много странного и творческого народу, и преподавателей, и студентов. А еще анархия, вольница, сумасбродство (например, ехать на зону для особо тяжких, чтобы петь им ролевые песни под гитару, наверное, было все-таки сумасбродством. Мужскую, замечу, зону. Но опыт бесценен, когда еще посмотришь, как там все устроено, изнутри, тьфу-тьфу-тьфу). А еще безумие и в личной жизни, и в творчестве. Студенчество для меня время ролевистики, исторического танца, автостопа, фри лав, вписок и диких попоек с одной стороны - и круглосуточного сидения над книгами, беготни по театрам и выставкам, ночевок в библиотеках и учительских, все это не по программе, а для себя, с другой.
Я уже подошла к тому, что мне дал филфак. Что самое главное, он дал мне друзей - Леночку, и Ру, и Вальку. Кстати, смешно, с Леночкой мы терпеть друг друга не могли, я на ее примере поняла, что такое идиосинкразия - это когда до трясучки, до темноты в глазах человек тебя БЕСИТ, ничего для этого не делая, просто самим фактом своего существования. Эта идиосинкразия была взаимной, и без волос и глаз мы обе не остались только потому, что воспитание препятствовало рукоприкладству. Но мы с ней как-то особенно неудачно попали, в нашей группе из 30 человек светлых голов было ровно две - моя и ее. Буквально не с кем поговорить было больше. На четвертом курсе мы даже перестали ругаться. Я надеюсь, что 10-15 лет, которые мы знакомы, это только самое начало нашего совместного пути. Еще он мне дал кучу интересных знакомств, не таких продолжительных, но очень ценных, т.к. дофига людей, так или иначе с филфаком связанных, повлияли на мое мировоззрение или просто дали какой-то необычный опыт, который стоило рассмотреть. В-третьих, филфак научил меня жажде знаний. Настоящей, не для оценки, а для себя, систематической, такой, которая как труд. И тому, что если ты чего-то хочешь, ты просто можешь это сделать, не надо ждать, когда звезды встанут.
Как-то так. Да, чисто теоретически мне хотелось бы другое образование, другой вуз и вообще другой город. Но тогда всего этого бы не было. Да, было бы что-то другое. Но я сейчас была бы не совсем я.
А между прочим, я всегда интересовалась, как люди выбирают для себя вузы и как проводят студенчество. Расскажите о своем выборе? А еще о том, какие с детства были желания и склонности и как они в конечном итоге совпали (и совпали ли) с профессией.
@темы: работа над собой, радость, наружность, полезные зверюшки
А вот зацени, кстати, ты в курсе структуры: мало-мальское сосредоточение "светлых голов" у нас наблюдалось в 1 и 2, соответственно, со временем они переползли в 2 все. А 3 была самый отстойник. И вот туда почему-то попали мы с Леной. Для нас обоих до сих пор загадка, почему. Вроде экзаменационные оценки у нас не хуже были, чем у товарищей. Некоторых даже получше. И вообще. А вот
У нас в конце 2го курса Маргарита Гелиевна классную вещь придумала - она предложила всем желающим записаться в 4 группу, "гуманитарные знания со специализацией культурология". Предлагалось заниматься всем тем же самим, что 2 и 3, но плюс каждый семестр несколько еще культурологических предметов, соответственно каждую сессию плюс несколько зачетов и один-два экзамена. Естественно, среди "района" не нашлось дураков на это подписываться. Так что нас было 22 человека, и только светлые головы. Вот там было действительно в кайф учиться. Даже тот факт, что раньше на пятерки можно было ничего не делать, а теперь пришлось пахать на четверки, был такой мелочью
Но потом сменилась замдекана и упразднила эту инициативу. Нас разогнали обратно в 2 и 3. Увы.
А тебе что дал филфак?