Я, как дитя, играю пустотой!
Не понимаю, как люди читают Улицкую. Помню, в универе она у нас в курс современной литературы входила, и на фоне остального списка была еще ничего. По крайней мере, у нее действительно хороший язык. Но сами повести и рассказы оставляли у меня какое-то потаенное мерзенькое чувство, хотя я за младостью лет не могла сформулировать, почему.
Сейчас перечитала по прихоти несколько рассказов и сформулировала.
- Сюжет первый: она в преклонных летах забеременела, он рад, родили сына, счастье и каждый день полон смысла. В семь лет мальчик попадает под машину, и только разноцветный мячик катится на обочину. С тех пор они каждую неделю ходят на его могилку уже пятнадцать лет - об этом подробно, как и о мячике.
- Сюжет второй: он красавец военврач, она прекрасная азиатка, он привез ее в холодную Москву, счастье-счастье, совет да любовь. Но долгожданный ребенок оказывается дауном. Он тихо сливается к не такой прекрасной и вовсе не азиатке, она одна растит девчонку-дауна, постепенно загибаясь от рака. Про милоту даунятки и про превозмогание женщины подробно.
- Сюжет третий: ей тринадцать, ему шестьдесят девять, он - уходящий тип дореволюционного интеллигента, она - сирота и дочь хамоватой уборщицы, живет в чулане за кухней. Она уже почти повесилась в сарае от такой безысходной скотской жизни, но тут их накрывает неземная любовь. Каждый год она рожает от него по ребенку, до его смерти успевает родить четверых, но они ни разу не спалились. Подробно - о том, как она долгими часами гуляет с ребенком в палисаднике под его окном, а он долгими часами смотрит на них через занавеску. Единственное проявление отцовской любви, которое он себе позволяет - вырезать детям игрушки из черной бумаги. Но почему-то ни слова о том, как же все-таки мать девчонки, хамка-уборщица, смогла прокормить дочь и четверых внуков, пока отец смотрел из-за занавески.
Вас уже тошнит? Нет? Не беспокойтесь, впереди еще штук двадцать рассказов.
Возникает вопрос - а если отобрать у Улицкой всех этих богом обиженых деток, святых до юродивости женщин, все эти чуланы за кухнями, нищету коммуналок и старушек "с приветом" - там вообще останется, о чем читать?
Мой ответ - нет.
Сейчас перечитала по прихоти несколько рассказов и сформулировала.
- Сюжет первый: она в преклонных летах забеременела, он рад, родили сына, счастье и каждый день полон смысла. В семь лет мальчик попадает под машину, и только разноцветный мячик катится на обочину. С тех пор они каждую неделю ходят на его могилку уже пятнадцать лет - об этом подробно, как и о мячике.
- Сюжет второй: он красавец военврач, она прекрасная азиатка, он привез ее в холодную Москву, счастье-счастье, совет да любовь. Но долгожданный ребенок оказывается дауном. Он тихо сливается к не такой прекрасной и вовсе не азиатке, она одна растит девчонку-дауна, постепенно загибаясь от рака. Про милоту даунятки и про превозмогание женщины подробно.
- Сюжет третий: ей тринадцать, ему шестьдесят девять, он - уходящий тип дореволюционного интеллигента, она - сирота и дочь хамоватой уборщицы, живет в чулане за кухней. Она уже почти повесилась в сарае от такой безысходной скотской жизни, но тут их накрывает неземная любовь. Каждый год она рожает от него по ребенку, до его смерти успевает родить четверых, но они ни разу не спалились. Подробно - о том, как она долгими часами гуляет с ребенком в палисаднике под его окном, а он долгими часами смотрит на них через занавеску. Единственное проявление отцовской любви, которое он себе позволяет - вырезать детям игрушки из черной бумаги. Но почему-то ни слова о том, как же все-таки мать девчонки, хамка-уборщица, смогла прокормить дочь и четверых внуков, пока отец смотрел из-за занавески.
Вас уже тошнит? Нет? Не беспокойтесь, впереди еще штук двадцать рассказов.
Возникает вопрос - а если отобрать у Улицкой всех этих богом обиженых деток, святых до юродивости женщин, все эти чуланы за кухнями, нищету коммуналок и старушек "с приветом" - там вообще останется, о чем читать?
Мой ответ - нет.
У меня, кстати, в одном пуле с ней идет, как ни странно, Моэм. В большинстве его рассказов, если убрать все глубокомысленные рассуждения автора о смысле жизни и подлости баб, тоже в сухом остатке практически ничего. Но язык тоже отменный.
нет подготовки, не вижу морковкино тоже несколько обиделся. главным образом категоричности, выраженной в форме "раз мне не нравится - значит фигня".
но в общем-та о моих литературных вкусах думаю вообще не стоит, они извращенские
Знаешь, вот никогда ничего из Моэма не читала, стыдно сказать. Надо восполнить пробел.
Captein Sadness, а че сразу урод? Я просто сказала, что не понимаю, как ее читают. Я очень болезненно отношусь к любым эмоциональным манипуляциям с несчастьем детей или физическими недугами, поэтому не воспринимаю автора, который эту тему так плотно оседлал.
И между прочим, художественные достоинства ее текстов я признаю, что тоже в посте указала.
Хоббитянка, да понятно, что девчонки-подростки - это вообще черти, и по силе эмоций у них внутри ужас что бывает. И хорошо, что нам в наши 13-15 не попалось опасных ситуаций. Но фотограф-то! Удавила бы.
У тебя чо - нервы лишние? На фига эту уже несовременную русскую прозу ваще читать? Она же про днищще вся!
получается одному автору можно, а другому нет?
о! похоже, это какая-то специальная проза для мам. Моя мама тоже очень высоко ее ценит
А она пропитана духом "некаквсешности" и молчаливого протеста, который оставил свой неизгладимый след на читающем поколении, выросшем в СССР. У Улицкой куда ни сунься, нет счастливых благополучных людей. Если человек, а уж тем паче семья благополучны, то есть с достатком-домом-положением в обществе, то она непременно подкинет им гнильцы, хоть чего-нибудь, хотя бы бессмысленной зависти к чужой судьбе или мелочного высокомерия в самом неприятном варианте, хотя чаще всего в комплекте. Люди живущие простой человеческой судьбой, без шекспировских страстей, без особых бед, у нее выходит пошловатыми, трусоватыми и довольно неприглядными. Настоящие и возвышенные только те, кто отступает от правил... ну и страдальцы всех мастей. После повальной уравниловки СССР, это людям и нравится. Ну, и страстным натурам, желающим хотя бы в мелочах ломать границы, нравится, наверное, тоже. =)
По мне весь Моэм в истории о том, как некая средних лет дама плотно и дорого пообедала за счет молодого писателя, грамотно воспользовавшись его комплексами и оставив его потом месяц сидеть на бобах, а он спустя двадцать лет страшно злорадствовал, увидев при встрече, что она стала толстухой. =)
Captein Sadness, я боготворю дом?
З.Орк, она непременно подкинет им гнильцы
Вот это и рождает во мне протест. Да, в мире полно грязи, тупости, пошлости, зависти и прочего. Сколько угодно. Но верить хочется не в них. А еще, видимо, мое личное - мне не нравится, как она проповедует терпячку. "Сонечка", например - типичная улицковская терпила. Притом у нее терпилы всегда в конце побеждают. Этакой очень пирровой, но в целом однозначной победой. Может, мне к психотерапевту с этим надо, но у меня на это бурная негативная реакция.
По сути, думаю, ты права. Ты здорово сформулировала про поколение. Я так не умею
О! Оказывается, я читала Моэма
Морронд, Chirikot, тролли! Не дождетесь
Хотя развести страч на тему литературы - это еще куда ни шло. Уж лучше за литературу, чем, например, за политику
останусь при своем и буду читать Улицкую, Токареву, а еще и Вильмонт
*здесь только что отметился литературный деградант Кэть*
А у нас, кстати, не было. Упоминали вскользь на лекциях, очень пренебрежительно, но на этом всё.
Чисто из интереса захотелось читнуть рассказик-другой, чтобы составить мнение. Вдруг там какое-нибудь двойное дно.
От краткого описания рассказов в посте, особенно третьей истории, кидает в тошноту, мда.