20:43

Я, как дитя, играю пустотой!
 Fatalit тут подняла тему херовых фанфиков по хорошим книгам. А меня давеча одолевала мысль на тему книг и фанфиков, правда, совсем про другое. Так что я решила не засорять ей комментарии, а написать отдельно - вдруг кто-нибудь захочет об этом поговорить.

У меня вопрос более общий - почему одни книги/фильмы/картинки создают вокруг себя фандом, а другие нет?
Явно же, что от качества книги/фильма/картинок это не зависит.

Это я в последнее время "Лабиринты Ехо" перечитываю. Слушайте, ну вот же и текст хороший, и характеры интересные, и мир, готовый стерпеть любые дающий большой простор для фантазии. В упор не вижу, чем он уступает тому же "Гарри Поттеру". Однако же такой неразвитый фэндом. И что поразительно - в основном из ужасного качества фанфиков. Пока кроме буквально четырех фанфиков black_peacock не нашла ничего, что не становилось бы скучно читать уже на первой странице.

В общем, приглашаю потрындеть:
1) за судьбы фэндомов - почему одни источники становятся, а другие нет
2) за судьбу конкретного фэндома "Лабиринты Ехо" (и ссылки, если у вас есть ссылки на годные фики - несите же их сюда!)
3) ну и если вы досюда дочитали и в теме: Шурф/Макс - ОТП, как считаете?

@темы: подумалось, мне правда интересно, читать

Комментарии
17.09.2017 в 21:41

Что-то должно помогать, когда буксует ирония
Исключительно по своему опыту и впечатлениям.
Для того, чтобы некое произведение создало вокруг себя большой продуктивный фандом (щас преимущественно про фанфики), важны такие факторы: популярность (раскрученность в медиа), доступность (не слишком высокий порог вхождения), и, самое важное (не знаю, как это толком назвать) - недосказанность, скажем так. То есть, должен быть соблюден определенный баланс между тем, что мы уже знаем о каноне и тем, что можем додумать. Я про себя называю это "недоразгаданный кроссворд". Часть клеток уже заполнена, есть буквы-подсказки, но еще достаточно свободного пространства, чтобы получить удовольствие, заполняя его.

За книжные фандомы я почти ничего не могу сказать, почти никогда в них не упарывался (даже Домики не вызвали особого желания их как-то переосмыслить и досочинить в формате фанфика). Могу привести примеры из сериалов. Есть, например, Во все тяжкие - прекрасная, хоть и тяжелая история, продуманный сюжет и правдоподобные персонажи. Сам сериал бешено популярен, и даже вроде бы фанатов много, которые как-то творчески выражают респект - рисуют арты, снимают пародии. А фанфиков кот наплакал. Потому что история цельная и самодостаточная.

Другое дело Шерлок. Уровень популярности примерно тот же, но в самой истории очень много недосказанностей, неувязок и загадок, которые так и просятся, чтобы их досказали, увязали и разгадали. Благодаря множеству уже существующих интерпретаций (предыдущих экранизаций, пастишей, кроссоверов и пр.) есть широкое поле для литературных игр с персонажами.

Еще есть фансервис. Например, по-моему, вполне очевидно, что сейчас немаловажную роль играет динамика между двумя мужскими персонажами. Почему это популярно - черт знает, но, вероятно, в обществе созрел заказ на эту тему и поэтому произведения, в которых есть раздолье для шипперства, имеют определенную фору. И многие создатели уже добавляют эту линию сознательно (и почти никогда не развивают ее до конца, что меня невероятно злит, но песня не о том)).

Я бы выделил еще один вторичный фактор, близкий по сути к фансервису, но более душевный -
обратная связь, возможность между создателем и аудиторией. Так, например, сценаристы и актеры Ганнибала собрали верную и преданную фанбазу, которую сами называют семьей.
17.09.2017 в 22:05

Я, как дитя, играю пустотой!
Александра Ойди, в Шерлоке, как мне кажется, все крутится вокруг самой личности Шерлока и того, как ее воплотил Камбербэтч. То есть будь кто-нибудь другой на его месте - не взетело бы так, мне кажется.
То есть в случае с кино/сериало-фэндомами банальную харизму конкретных актеров в конкретных ролях нельзя сбрасывать со счетов.

А про "Гарри Поттера" можешь со мной порассуждать? Вот тут-то все досказано, кмк. А поди ж ты - фандом, возможно, вообще самый кустистый эвер. Почему так?
17.09.2017 в 22:35

Не грузи, я собрался жить долго и счастливо.(c) вольное порождение города
Может потому что некоторые источники более распиаренные чем другие? я вот про это эхо и не слышала даже
17.09.2017 в 23:48

Я, как дитя, играю пустотой!
kistochka, вот это недавно для меня неожиданностью стало. Просто когда "Лабиринты Ехо" вышли, они в моем кругу общения были ну ооооочень популярны. Примерно как "Властелин колец" или "Ведьмак". И я как-то не думала тогда, что они могут не быть популярны в массе, что это я просто в такую тусовку попала.

Тем не менее, мне кажется, такого автора, как Макс Фрай (и по совместительству сэр Макс - главгерой "Лабиринтов Ехо" с очевидными чертами "мэрисью") все слышали же. Правда, сейчас более популярны всякие "Кофейная книга", "Книга Одиночеств" и прочее не пойми что. "Ехо" круче в разы!
17.09.2017 в 23:56

Что-то должно помогать, когда буксует ирония
про "Гарри Поттера" можешь со мной порассуждать? Вот тут-то все досказано, кмк. А поди ж ты - фандом, возможно, вообще самый кустистый эвер. Почему так?

ГП, по-моему, как раз идеально вписывается по всем параметрам. Порог вхождения достаточно низкий (не нужно иметь три высших образования и семь пядей во лбу, чтобы понять сюжет и законы мироустройства), сюда же и популярность. История эпическая, но не, скажем так, глобальная, почти не затрагивающая местную космогонию или эсхатологию (там вроде как зацепляют чуть-чуть эту тему, когда поминают про Дары Смерти, но все равно это идет на бэкграунде), мир понятный, но в нем множество красивых интерактивных игрушек и дверей, в которые можно зайти. Так что поле для додумывания очень широкое - хоть про будни Хогвартса, хоть про предыстории взрослых персонажей (Володьки, Дамблдора/Гриндевальда, Снейпа и Мародеров и т.д.), хоть про те же космогонию и эсхатологию. А еще есть финал, который многих оставил недовольными, так что появилась лютая волна альтернативных концовок. А дальше еще больше - другие страны, другие школы, другое время (так и появились "Проклятое дитя" и "Фантастические твари", а гп-фандом превратился в, собственно, роулинг-вёрс, вселенная больше не вращается вокруг мальчика-который-выжил, и там теперь хоть гопака пляши).

Если немножко суммировать весь этот мысленный разброд: мне кажется, продуктивность фан-творчества во многом зависит от того, насколько легко читателю/зрителю/этц найти свое место в этом вымышленном мире. Либо поставить себя на место одного из персонажей, либо мэрисьей, либо (и это, на мой взгляд, оптимальный сценарий)) просто наблюдателем.
18.09.2017 в 00:12

Что-то должно помогать, когда буксует ирония
Шерлоке, как мне кажется, все крутится вокруг самой личности Шерлока и того, как ее воплотил Камбербэтч. То есть будь кто-нибудь другой на его месте - не взетело бы так, мне кажется.
Как одна из составляющих успеха - несомненно, да. Однако после третьего и четвертого сезонов, в которых был тот же Камбербэтч, но тон повествования заметно съехал в сторону семейной драмы, продуктивность фандома сильно упала. Это, кстати, отличный пример негативного действия обратной связи, потому что весь третий сезон был ответом создателей на творчество фанатов, и ответ этот был сформулирован в духе "вы все были не правы и вообще вы дураки и сумасшедшие". Так что обратная связь и дискуссия автора с публикой хороши где-нибудь в твиттерах, но когда это происходит в самом тексте, или когда это превращается в, простите, срач, или даже если фигура автора (и в том числе его "авторский произвол") в произведении очень сильно заметна, это отбивает охоту погружаться в тот или иной вымышленный мир. По крайней мере, у меня так))

такого автора, как Макс Фрай (и по совместительству сэр Макс - главгерой "Лабиринтов Ехо" с очевидными чертами "мэрисью")
Мне кажется, ответ кроется где-то здесь (хотя сам я книг не читал и рассуждаю вслепую). Если фигуры главгероя и автора настолько близки, лично мне было бы как минимум неловко (или просто неинтересно) пытаться как-то примерить образ гг на себя.
18.09.2017 в 00:32

Я, как дитя, играю пустотой!
Александра Ойди, много думала над твоими словами насчет насколько легко читателю/зрителю/этц найти свое место в этом вымышленном мире Во! Это ты отлично говоришь. Многое (мне) объясняет.
Понимаешь, миры ГП и Ехо, на мой взгляд, очень близки. И там, и там главгер - избранный, которого однажды мудрый дяденька нашел в каком-то чулане и вытащил в другую жизнь, где он супергерой, надежда, опора и вообще один такой на свете. Ну и далее: и там, и там параллельная реальность, магия, мотивы власти над миром, наставничества и ученичества и т.п. Короче, долго перечислять, но имхо, несмотря на разные декорации, по смыслу эти фэнтезятины близки.
Но вот про "свое место" - это, возможно, ключ к пониманию. В мире ГП я легко могу представить себя в какой-нибудь из школ - хоть учеником, хоть учителем, хоть сквибом-подметалой. А в мире Ехо... эх... как ни крути, а самое место мне - обыватель Ехо, далекий от чудес. Потому что главгерои там - очень, ну просто очень узкий круг избранных, которые, если присмотреться, оказываются даже не людьми, а всякими мистическими сущностями.

Если личность главгероя и автора настолько близки, лично мне было бы как минимум неловко (или просто неинтересно) пытаться как-то примерить образ гг на себя.
В данном случае оно неплохо примеряется :) Я имею в виду, конкретно сэр Макс из Ехо - это настолько легкая универсальная маска. Мне кажется, на любого налезет.
Но вообще мэрисьюшность, если подумать, это действительно минус для фандома, а не плюс.

Еще подумала, что, пожалуй, мир Ехо - слишком легкий для фикрайтеров. В нем мало драмы. То есть она там есть, но автором она подается очень легко, и ее надо самому нагнетать.
Да, пожалуй, мир Ехо - это лично для меня идеальный мир для фанфиков. Мне обычно не интересен ни ангст, ни лирика, ни джены. Я люблю высокий рейтинг и чтобы можно было поржать. Ехо идеально подходит.
А другие люди, наверное, что-нибудь другое ищут.
18.09.2017 в 00:43

Что-то должно помогать, когда буксует ирония
Мне обычно не интересен ни ангст, ни лирика, ни джены. Я люблю высокий рейтинг и чтобы можно было поржать. Ехо идеально подходит. А другие люди, наверное, что-нибудь другое ищут.
А как относишься к фандому Дживса и Вустера? Там довольно много фиков обалденных, и с рейтингом, и смешных, и с очень выдержанной стилизацией)) Я туда хожу, когда нужно попуститься от TEH DRAMы в своих фандомчиках)
почему-то раньше не думал, что тебе интересен высокорейтинговый слэш О_о то ли невнимательно твой блог читаю, то ли что))
18.09.2017 в 01:07

I am all I've done
О, волна пошла :) Я к тебе ещё вернусь поговорить с комментаторами в трэде, но сейчас вот хочу поорать про Ехо, раз уж тему Ехо подняли.
По Ехо невозможно писать фанфики! Совершенно! Потому что там авторский стиль очень яркий и очень особенный. Это надо писать либо сознательный уход от него, что-то в совершенно другом жанре, позиционирующееся сразу как АУ, или ДРАМА, или ПОВ персонажа, от которого обычно никогда не пишут (и сделать его ярким при этом) - либо стилизовать, а тут это ОЧЕНЬ трудно. Если не делать ни того, ни другого, получается плоский и снулый, как испортившаяся селёдка, текст. Выглядящий на фоне оригнала очень плохо.
Однако Фрай рождает другие виды творчества. По нему довольно много артов.... и ролевые игры тоже есть. Я жалею, что не попала (даже не знала о проекте), но наша знакомая Вета делала фраевку. И я бы очень хотела ещё игр по Фраю. Так что фандом есть, но в нём провисает текстовая сторона.

Шурф / Макс у меня не ОТП, потому что Джуффин / Макс :)
18.09.2017 в 01:18

I am all I've done
Про ГП соглашусь с Ойди: мир располагает к тому, чтобы его дорабатывать, доживать в нём. В ГП очень много персонажей, можно найти себе героев по душе и дописывать их истории. Про порог вхождения очень дельная и грамотная мысль. Однако, как я имела "удовольствие" убедиться на фикбуке, некоторых высокий порог вхождения не сдерживает, и люди пишут дурные стихи по сложной книге. К счастью, мало. Это я всё ещё страдаю об фантворчество по дяченковской Vita Nostra, которую обсудила без упоминания навзания книги в своём трэде.

А ещё есть такой момент как аудитория. Фики пишут, в основном, старшеклассники и студенты. И хотя для Ганнибала или Шерлока этот аргумент не сработает, для ГП он верен: люди тянутся к знакомому уюту школьной атмосферы. Это для них привычно и понятно. Да и герои - их ровесники, понятна их психология, тогда как писать про то, что там было на уме у Малого тайного сыскного войска или его величесттва Гурига уже немного сложнее.
18.09.2017 в 08:27

Я, как дитя, играю пустотой!
Fatalit,
об фантворчество по дяченковской Vita Nostra
О! Тем не менее, самим фактом наличия ты возвращаешь мне веру в то, что в мире есть и редкие фандомы :) (хотя я одноклеточное, мне надо, чтобы в фике был юмор и задорный трах, а где оно у Дяченок)

там авторский стиль очень яркий и очень особенный. Вот кстати да! Да-да-да! Я ведь поэтому и закрываю почти все фики на первой странице, хотя я не формулировала, отчего мне так уныло их читать. Зато вот один автор - прямо шедевры пишет! Так что не все безнадежно. Если бы фандом был популярнее, в него пришло бы больше клевых авторов. Замкнутый круг. Иэх.

фандом есть, но в нём провисает текстовая сторона.
Эх... А мне как дигиталу именно текст - наиболее удобный вариант информационного потока. Визуальный и аудиальный ряды у меня свои собственные уже в голове.

люди тянутся к знакомому уюту школьной атмосферы
Возможно ты права. Тогда с этой точки зрения мир Ехо - он для инфантильных неудачников в районе тридцати, а такие фики не пишут :)
18.09.2017 в 08:29

Я, как дитя, играю пустотой!
Fatalit, Шурф / Макс у меня не ОТП, потому что Джуффин / Макс :)
А у меня жирный сквик на все, что касается "наставник/ученик" или "более владеющий ситуацией/зависимый" (профдеформация, видимо), так что ненененене :)
18.09.2017 в 08:35

Я, как дитя, играю пустотой!
Александра Ойди, почему-то раньше не думал, что тебе интересен высокорейтинговый слэш О_о то ли невнимательно твой блог читаю, то ли что))
Нет, я просто об этом не писала. Да и не могу сказать, что он составляет какую-то значительную часть моей жизни. Так, когда совсем херово или совсем устанешь, помогает переключиться и набрать хоть каких-то эмоций. А в таком состоянии мне всего две вещи нужны - чтобы герои эмоционально и задорно трахались и чтобы можно было поржать (и желательно не только с того, как автор себе представляет анатомию трахающихся мужиков).

А как относишься к фандому Дживса и Вустера?
Знаешь, вот не задумывалась. Обращу внимание, спасибо. Мне нравится сериал, но вот книги на меня навевают скуку - именно язык не нравится, что по-русски, что по-английски. Посмотрим, как оно с фиками будет.
24.09.2017 в 15:00

I am all I've done
Golden Sphinx,
А у меня жирный сквик на все, что касается "наставник/ученик" или "более владеющий ситуацией/зависимый"
Наверное, я по любимой Древней Греции привыкла, что ментор / ученик - это как раз норм, меня не сквикает :)