Продолжаем работу пальцами.
Запись вторая, тема первая. Как начать.Запись вторая, тема первая. Как начать.
Округляя частности, есть два способа найти заказ или даже постоянного заказчика.
1. через интернет;
2. через знакомых.
Заказчиком при этом может быть:
1. частное лицо;
2. контора, то есть какое-нибудь бюро переводов или рерайтерское агентство.
Сочетания этих двух факторов дают нам четыре варианта. Рассмотрим их последовательно.
Частное лицо, найденное через интернет. На сайтах типа freelancer.ru и досках частных объявлений, поисковик вам в помощь.
Лично я никогда так не делала и не буду. И вам не советую.
Вы в принципе должны понимать, что фрилансер – не штатник, никакие трудовые кодексы на него не распространяются и никаких контрактов с ним не заключают. Знаю, что в мире дизайна это не так, ну так там и проекты месяцами длятся. Для наших же краткосрочных заказов, которые на 80% состоят из «надо было вчера», контракт – утопия.
То есть у вас нет никаких гарантий, что вам заплатят. Но и у заказчика на начальном этапе нет ничего, кроме вашего обещания, что вы выполните работу в срок, так что вопрос о предоплате не поднимается.
А еще, может, я идеалист, но по мне «солидный заказчик», который ищет работников на подобных ресурсах, уже как-то подозрителен. А с несолидными… оно вам надо? Я не говорю, что там все обманщики, но тут 50 на 50 – либо повезет, либо не повезет, либо заплатят, либо не заплатят. Я считаю, ну его, мне мои нервы дороги.
Частное лицо, по знакомству.
Ну, я вообще всегда за вариант знакомства. Если у вас есть друг, который занимается работой с текстами – домогайтесь его всяко. Если ему самому помощь не нужна, он может посоветовать места, где нужны работники. Информация о проверенных местах, где адекватно общаются с фрилансерами и не кидают их на деньги, тоже ценна, даже если прямо сейчас там работники не нужны.
О знакомствах я вам сразу обобщение сделаю: чтобы зарабатывать в этой сфере, надо общаться. Рассылать резюме и выполненные тестовые задания, регулярно о себе напоминать и вообще всяко маячить в эфире и мозолить глаза коллегам. Со всеми такое бывает – недооценил работу/срок, форс-мажор в семье/со здоровьем – короче ааааа, нужна помощь! А вы можете быть рядом, чтобы за помощью обратились именно к вам. В среде фрилансеров это, кстати, и вообще такая этика – сегодня зовут на подмогу тебя (делясь гонораром, естественно), завтра ты нашел кусок больше, чем можешь прожевать – и тоже поделишься. Почти профсоюз.
С конторами тоже важно общаться. Часто бывает так, что прямо сейчас у конторы ничего нет, но ваше тестовое им понравилось и они внесли вас в базу. И при случае ваш номер из этой базы вытянули. А дальше уж вы не теряйтесь. У меня пару раз такие «мины», в смысле, разосланные и принятые к рассмотрению резюме и тесты, срабатывали через полгода, а то и год.
По этому поводу сама себе часто напоминаю фразу из Пратчетта: «Нянюшка Ягг заглянула под кровать — на тот случай, если там вдруг спрятался мужчина. Никогда не знаешь, где повезёт».
Но что-то я отвлеклась. Знакомые. Естественно, под ними я имею в виду людей, которым вы можете доверять, и которые сами занимаются копирайтами-переводами и т.д и знают «рыбные места» либо могут поделиться своей работой.
Варианты «вот бы моему племяннику кто с дипломом помог, написал бы» мы за рабочие знакомства не считаем. Буэээ и лесом. Я думаю, не надо пояснять, почему.
Контора, по знакомству.
Если у вас есть знакомый – глава переводческого или рерайтерского бюро, вы и без меня разберетесь, что вам дальше делать
Тут я напишу про то, как важно что-нибудь знать о конторе еще до того, как вы начали с ней работать. Возвращаемся к уже сказанному – спрашивайте знакомых фрилансеров, где они работают и как к ним там относятся. Знаю, что некоторые неохотно делятся такой информацией, но этому нет реальных причин, это все паранойя и глупость. Не придет к твоим заказчикам твой друг – так придет какой-нибудь левый кекс, и еще вопрос, кто у тебя больше заказов отжует. Конкуренция, конкуренция, в мире фриланса о ней надо постоянно помнить, и способ борьбы с ней один – повышать качество, развивать навыки, становиться круче остальных. Это в дизайне можно предложить уникальный стиль и всех обойти. У нас за «творчество» в чужих текстах можно разве что волчий билет отхватить. Наше оружие – терпение, труд и обязательность.
Если вам глянулась контора из инета – тоже можно поспрошать коллег, работал ли с ней кто, и какое осталось впечатление.
Контора, найденная через интернет.
Вариант, сходный с «частное лицо, через интернет». Та же незащищенность и та же возможность остаться с носом. Но плюс в том, что плохую, негодную контору проще вычислить, чем плохого, негодного частника. То, что я напишу ниже, относится в первую очередь к переводческим конторам, потому что с другими я не сотрудничала. Но в принципе, это общие правила, продиктованные здравым смыслом.
1. У нормальной конторы есть имя. Обязательно есть свой сайт, на котором указаны адреса и телефоны, расценки, может даже имена начальников. В поисковике о ней достаточно информации и есть положительные отзывы.
2. Нормальная контора заинтересована в нормальных работниках, поэтому кидаться с распростертыми объятиями к вам никто не будет, и сразу отваливать заказы тоже. Обязательно попросят резюме. Как минимум, попросят образцы работ, но чаще предлагают свое тестовое задание. С вами захотят поговорить вживую, если вы в другом городе – хотя бы по телефону или скайпу.
3. Нормальная контора не стесняется говорить о деньгах. Вам спокойно озвучат, сколько вам готовы платить за расчетную единицу. Сроки и способ оплаты вам также назовут без запинки.
Какие-то варьирования тут будут. Например, вам не назовут вашу ставку, пока не изучат ваше тестовое задание. После чего вам предложат сто рублей, а кому-то другому двести. Это нормально, что контора платит, исходя из качества.
Варьирования срока оплаты тоже могут быть. Например, банковские переводы делаются ежемесячно с первого по пятое, дальше – зависит от банка и его выходных. И конечно, ради того, чтобы отдать вам сто рублей, никто не будет суетиться, предложат подождать, пока вы наработаете хотя бы на тысячу.
Расчетной страницей для перевода могут быть 232 слова, либо 250 слов, либо 1800 знаков с пробелами. Считаться может как голая статистика по ворду, так и, например, статистика по Trados и только по no match. Что, с моей точки зрения, форменный грабеж, но я сейчас не про это, а про то, что каким бы ни было условие – вам его озвучат без заминки и ДО ТОГО, как вы начали работу.
Ну и как бы подразумевается, что если вам что-то не сказали, то вы сами спросите, ведь это вам надо, м? В данной ситуации это вы себя продаете – так постарайтесь продаться в хорошие руки и не задешево.
4. В нормальной конторе не меньше вашего заинтересованы в том, чтобы заказы выполнялись качественно и в срок. Поэтому вас обязательно спросят, какой объем в день/неделю вы готовы брать, с какими темами и программами работаете и т.д. Также с вами будут каждый ваш заказ согласовывать, и не только по телефону, но и образец текста пришлют, и на подумать дадут несколько минут. Если это большой проект или постоянный заказчик, то вам предложат образцы уже готовых текстов на эту тему, глоссарий по предыдущим заказам и вообще всякие вспомогательные материалы. Все это очень хорошие признаки. Значит, вам и правда готовы платить, раз хотят за свои деньги получить качественную работу. А еще это значит, что контора дорожит как своими заказчиками, так и работниками. То есть у нее есть будущее
5. Ну и вроде как все вышеназванное присутствует и контора выглядит неплохо. Вы сказали «да», и с вами, может статься, даже подписали какую-то бумагу (бывает и такое, хоть и редко). Мой вам совет – не берите много заказов в первый месяц. Не зарабатывайте больше денег, чем вам будет критично потерять. В принципе, нормальная контора в первые недели тоже не завалит вас заказами – им еще тоже надо убедиться в вашей профпригодности. Но тем не менее, подстрахуйтесь и вы.
Вместо вывода напишу еще одну очевидность. В фрилансе действует тот же принцип, что и, простите, в маршрутке. Промолчал – проехал. То есть не уточнил условия, оплату, сроки – будь готов к решению не в твою пользу. В обычной жизни нам как-то стыдно говорить о деньгах и демонстрировать свою меркантильность. Здесь недобросовестные заказчики этим с удовольствием воспользуются. Так что не стесняйтесь проявлять твердость и дотошность в этих вопросах.
Вопрос: Писать об этом дальше?
1. Да |
|
18 |
(78.26%) |
2. Нет |
|
2 |
(8.7%) |
3. Кнопочка! |
|
3 |
(13.04%) |
|
|
|
Всего: |
23 |
@темы:
работа пальцами,
полезные зверюшки